ПАЛОМНИЧЕСТВО В ОСЕНЬ. Часть третья. Оглавление: 1) Перечень мест 2) Осенний автостоп и отсутствие вписок 3) Ковид 4) Канавка Богородицы 5) "Арзамасский ужас" Толстого 6) Минин зовёт 7) День рождения близ Китежа 8) Ботвинья со снытью и иные формы жизни близ Светлояра 9) Городец - это не только Малый Китеж и музеи 10) Один в хостеле 11) 250 км за полтора дня и два раза чуть не под колёса 12) Боголюбовский луг 13) Владимирский централ и "Роза Мира" 14) Переводчик с русского на русский 15) Святые князья и фрески Рублёва 16) Владимирские знакомые 17) Муром - угрюмый край фольклорных святых 18) Аквэч кажет силушку богатырскую на родине Ильи Муромца 19) Альтернативная православная религиозность. Пелагея Рязанская 20) Курды-езиды 21) Вести о Дедове. Вариация на тему "китежской легенды" 22) С Покрова начинал, Покровом и закончил. Весть о смерти отца Власия 23) Драйвер-антрополог 24) Мои удивительные встречи с Александром Невским 24) Осенние радуги и лунное гало 25) Причастие 26) Мои удивительные встречи с другими людьми 27) Заключение Первая часть (главы 1-12): https://vk.com/wall3719660_8784 Вторая часть (главы 13-18): https://vk.com/wall3719660_8785 19) Столкнулся я в Муроме и с альтернативной православной религиозностью. Видел на службе в Спасском монастыре пожилого монашка, который немного необычно отвешивал поклоны, как мне показалось. Потом я встретил его на звоннице. Вообще он показывает там посетителям, как звонить в колокола-била, но в момент моего прихода что-то внушал одному парню про бесов. Когда в надвратной церкви набралось побольше народу, монах этот вдруг начал вещать. Несколько невнятная речь и взгляд старика создавали впечатление, что он малость не в себе, но сначала ничего слишком странного он не говорил, так, про поддержание мира в семье всякие банальности. Но потом, когда народу столпилось ещё больше, он вдруг воодушевился и объявил, что сейчас нам расскажет что-то совсем эксклюзивное, чего мы больше нигде не услышим и не найдём. Сославшись на некую "святую" Пелагею Рязанскую и сравнив её походя с Матроной Московской, дабы завлечь широкую публику (девица Пелагия тоже была слепорождённой), он начал утверждать, что почти вся Россия кланяется и крестится неправильно, таким образом, по незнанию поклоняясь дьяволу и аду и лишая себя спасения, но только тут, у него, на плохо пропечатанной бумажке, единственной на всю Россию, расписано "как надо". Потом он ещё долго раскрывал свою мысль под недоуменно лупающими взглядами паломников и туристов и призывал прочесть, а лучше сфотографировать свою бумажку, сообщая, что, если ты, крестясь, например, не довёл руку до плеча, а случайно и машинально попал в ямку, то это такой большой грех, что его надо долго-долго замаливать. И всё в таком духе. Потом уже я почитал про Пелагию Рязанскую. Действительно, жила такая слепая женщина, которой народная молва приписывает большое количество сомнительных поступков, высказываний и пророчеств (эдакий мирской вариант "ферапонтовщины" по Фёдору Михалычу). Церковь не признаёт её святой и вряд ли когда-нибудь признает, т. к. народные россказни о ней очень странные, а, каковой Пелагея была на самом деле и что говорила в действительности, из надёжных источников неизвестно. Тем не менее у неё есть ряд стихийных почитателей, распространяющих о ней рассказы, брошюры сомнительного содержания и т. п. Вот и на задворках Спасского монастыря в Муроме, под самым носом у местного церковного начальства, нашёлся почитатель и проповедник таких вещей. Правда, из всей толпы людей, чуть ли не я один из интереса решил-таки сфотать заветную бумажечку. ) Так шта!.. 20) В Муроме мне довелось чуть-чуть пообщаться с езидами - они были хозяевами хостела, где я остановился. Езиды - это очень редкая и закрытая этноконфессиональная группа курдов. Насколько езидизм редкое и странное религиозное явление, можете узнать из Википедии. Для интриги скажу только, что иные народы нередко воспринимали их как "дьяволопоклонников". К сожалению, расспросить их о религиозной и социальной жизни в России не было удачной возможности. Узнал только, что езидов в Муроме немного, переселились они в Россию изначально из Армении, а их община в целом сосредоточена в Ярославле. Традиции и вера в "Ангела-Павлина" передаются. В Сети узнал, что ярославская организация "Езидство" является первой в мире официально зарегистрированной езидской религиозной общиной. 21) На улице Мурома близ двух монастырей встретил баяниста, рассказавшего мне про Дедово, село в Нижегородской области, но совсем близко к Мурому. Там никогда, даже в советское время, не закрывали храм, где хранится старинный огромный образ Спаса Нерукотворного, издавна почитаемый паломниками, а само село стоит вблизи Большого Святого озера, про которое существует местный вариант "китежской легенды", будто в старину не то церковь, не то монастырь, не то целое село ушло в глубины озера, а теперь некоторым людям дано услышать колокольный звон из-под воды. Уже потом я понял, что читал про Дедово несколько лет назад в дореволюционной книжке Добрынкиной "Муромская область в её поверьях, преданиях и легендах". Если читали где-нибудь фольклорный рассказ, как рыбак в лодке на озере, дёрнув за удочку, приподнял над волнами церковный купол с крестом, то это про Дедово! В этот раз я решил туда не ехать, а скататься как-нибудь по летнему времени и обойти заодно и близлежащие легендарные места, описанные у Добрынкиной. 22) Путешествие моё началось с Покрова (праздника) и закончилось Покровом (городом). Не сказать, что совсем без приключений и загвоздок я прибыл в Покров по ночному времени (встречи с людьми в дороге носили иной раз какое-то особое символическое значение). Сначала я пошёл в одно место, где молился долгой молитвой на рубеже ночи и утра, потом вернулся к Покровскому храму и зашёл на службу. Был как раз праздник иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", в который, как можно предположить по документам, меня и крестили в раннем детстве в 1988 году. В нынешнем году этот день совпал с Дмитриевой родительской субботой. Изначально я надеялся быть в этот праздник в Москве и ездить по кладбищам, но Господь распорядился иначе (и через многие удивительные случаи и совпадения в тот день и накануне намекнул, что, видимо, так и было задумано). В любом случае я оказался в храме и помянул родных и знакомых запиской. Церковь была большой и старинной, я задержался здесь после службы, чтобы осмотреть всё и помолиться. После этой поездки я должен был отправиться в Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь, где я уже бывал и излечился однажды от одного недуга. В тот раз, после ожидания в 11-часовой очереди, я имел беседу с отцом Власием, которого народная молва считает прозорливцем. Хотя по-человечески Власий произвёл скорее хорошее впечатление, встреча эта была неоднозначной. После неё я решил, что в целом не очень правильно обращаться к каким-либо старцам, прозорливцам, провидцам, даже если это всё в церковном русле. Этим летом в Оптиной пустыни один человек предположил, что мне стоит снова увидеться с отцом Власием и даже напроситься к нему в "духовные чада", в нужности чего я сам очень сомневался. Я ждал поездку туда с тяжёлым чувством, что мне необходимо сделать выбор и просил Господа вразумить меня хотя бы там, на месте. И вот в той самой церкви в Покрове, в день странных совпадений, в предположительный день моего крещения, совпавший с поминальным днём, в последний день и в последнем пункте моего необычного трёхнедельного путешествия, ровно в тот момент, когда я мог это услышать, одна прицерковная бабушка говорит другой прицерковной бабушке, что в список для поминовения надо вписать ещё новопреставленного схиархимандрита Власия. Вот так я узнал, что Власий Боровский умер и увидеться мне с ним ещё раз не суждено. Он умер ещё на Казанскую (день Народного Единства), когда я как раз планировал выехать из Мурома в Покров (я задержался), новость же эта пришла в Покров только на третий, поминальный, день, совпавший с общецерковным поминальным. Вероятность оказаться мне в зоне слышимости, когда была обронена эта фраза, была так мала, что я очень удивился. Власий, кстати, умер от коронавируса почти сразу после того, как произнёс проповедь за прививки и привился сам (заразился до сроков формирования иммунитета), чем породил в среде верующих особые брожения умов. "Чудны дела твои, Господи!" - подумал я и, помолившись и осмотрев храм, потихоньку двинулся к выезду из города. 23) От Покрова на одной машине я доехал до остановки в Балашихе, откуда ходил автобус прямо до Выхина. Подвёз меня один антрополог, закончивший РГГУ и имевший отношение к Музею кочевой культуры, а в прошлом ещё и катавшийся автостопом. Потом уже в соцсетях я узнал, что у нас, оказывается, есть ещё и ряд общих знакомых. Но тогда просто интересно было пообщаться. Кстати, обсуждая со мной китежскую легенду, он рассказал мне, что существует документальный фильм режиссёра Вернера Херцога «Колокола из глубины: Вера и суеверие в России» (1993), о котором я не знал. КИНО - ОГОНЬ! Всем рекомендую! 24) Удивительно, но за этот путешественнический сезон я побывал во многих местах, связанных со святым благоверным князем Александром Невским. Я совершенно этого не планировал, это получилось как бы само собой. Летом я посетил Александрову гору близ Плещеева озера, где пережил особое молитвенное состояние. Как я узнал потом, в этом месте Александр провёл своё детство, по преданию он и велел насыпать этот холм, на котором основал монастырь, служивший ему и загородной резиденцией. Единственным музеем в Переславле, который я решил-таки посетить в тот заезд, был Преображенский собор, где как я выяснил на месте, Александра крестили и где, как я узнал потом, он прошёл княжеский постриг. Перед отъездом из тех мест я ещё бывал на Александровой горе и то, что я там пережил, я даже не решусь здесь описывать. Осенью я всё же заехал в Городец, хотя этот пункт был под сомнением. На месте я узнал про Феодоровский монастырь. А побывав впервые в монастыре, я внезапно узнал, что это место монашеского пострига и смерти Александра. Тут я тоже пережил особые молитвенные состояния, приобрёл некоторые вещи, которые давно искал, причастился с особо благодатным чувством. Гуляя по Городцу я узнал, что в этом году отмечается 800-летие со дня рождения князя. Тут же я, наконец, решил почитать его биографию, что потом пригодилось во Владимире. Перед поездкой туда в Боголюбове я решил выбрать ещё одно достопримечательное место для посещения сверх тех, которые планировал изначально. Вспомнил про монастырь, который я видел мельком снаружи в один из прежних заездов. Выбрал, как пальцем в небо. Оказалось в итоге, что это Богородице-Рождественский монастырь, где Александра изначально погребли (умер в Городце, а похоронили, как оказалось, в другом месте). Там изначально хранились его мощи, там же открыли музей Александра Невского. Таким образом, незапланированно я и тут побывал. Про забавное приключение в монастырском музее я рассказал выше, кроме того, я посетил храм, восстановленный над местом его погребения и поглядел на это место сквозь стекло в полу, причастился здесь и особо помолился здесь. Побывал я и у частицы мощей в Успенском соборе, которую оставили во Владимире перед увозом мощей князя в Санкт-Петербург. Всё произошло так и в таком порядке, хотя всё это совершенно не входило в мои изначальные паломнические планы. Случилось само собой. Единственное, я подумывал до конца года побывать в Санкт-Петербурге и посетить Александро-Невскую лавру, где я ни разу не был, и где хранятся теперь мощи князя. Видимо, это надо сделать, это будет логичным завершением. Что думать обо всех этих совпадениях, связанных с этим святым мужем, я пока не знаю. Но, что есть, то есть. 24) Трижды за путешествие я видел поздние осенние радуги: две октябрьские и одну ноябрьскую. Все три раза они появлялись в особые минуты, как бы подчёркивая важность момента лично для меня. Первый раз над пустынными берегами озера Светлояр всего на несколько секунд, не знаю, видел ли её кто-нибудь вообще кроме меня. Второй раз вполнеба над Феодоровским монастырём в Городце, когда я впервые пришёл туда. Третий раз - в последний день путешествия. Я уже поймал свою последнюю машину до Балашихи и мы отъехали от Покрова, когда мой драйвер, видимо, увидев в зеркале заднего вида радугу, остановился и вышел её фотографировать. Короткая и широкая ноябрьская радуга упиралась в горизонт позади машины, там, где осталось всё моё необыкновенное трёхнедельное путешествие и последний его значимый остановочный пункт - Покров. Над Боголюбовским лугом мне довелось видеть замечательное лунное гало. И тоже это было в особый момент в особый день, но писать об этом подробно я, пожалуй, не буду. 25) За эти три недели я семь раз причащался. Впервые так часто. В Дивееве, во Владимирском, в Городце, в Боголюбове, на Боголюбовском лугу, во Владимире и в Муроме. 26) За эти три недели у меня было удивительно много встреч и разговоров с самыми разными людьми из разряда "мы все друг другу подосланы", когда люди слышат друг от друга то, что им нужно было услышать. Неоднократно я понимал, что и многие из таких людей сами чувствуют как бы неслучайность наших встреч и бесед. Иногда я это видел по глазам и каким-то невербальным вещам. Иногда люди намекали на это или даже говорили прямо. Самый поразительный случай произошёл в последний поздний вечер путешествия, почти ночью. Один драйвер ехал по сути по пути, но хитро, в итоге он вывез меня на совсем другую трассу, на участок, где я вообще не планировал оказаться в тот вечер даже проездом. Он довёз меня как раз ко времени, когда я обычно молюсь по вечерам. Я помолился, вышел на позицию и вскоре меня подобрал человек, встреча с которым меня так поразила. В итоге он проехал дальше, чем ему было нужно, чтобы подольше со мной пообщаться, а также прямо сказал, что считает, что наша встреча была неслучайна. Признаюсь, что я тоже это так чувствовал. Там было символично всё: и то, какие проблемы у него были, и то, что он собирался делать на следующий день, и то, какое имя он носил, и то, кем и в каком месте он работал (случайно упомянул в конце разговора). Символично и вообще и в контексте конкретного моего путешествия. И встреча эта произошла перед финальным городом моего паломничества в месте, где, повторюсь, меня вообще не должно было быть в то время даже проездом по изначальному плану. Когда я вышел из машины, воскликнул: "Чудны дела твои, Господи!" Действительно, тому парню нужно было поговорить в тот вечер с кем-то вроде меня, и это произошло. Мне же это был сигнал, что, несмотря на мои сомнения и усталость, в целом всё идёт правильно и поездка моя не напрасна. 27) Тем, кто смог дочитать этот длинный обзор до конца, скажу, что мне только хотелось, чтобы вы взглянули на российскую действительность и даже повседневность совсем с другой точки, не как на постсоветскую пустыню, по которой ходит лихой человек из спального района в супермаркет, а как на землю, по которой каждую ночь ходит сама Матерь Божия, как на землю праведных и бесноватых, кающихся и прельщённых, землю потусторонних пространств, зовущих сквозь святые озёра и века, и святых людей, по-прежнему незримо прикладывающих руку к событиям, землю чудотворных икон и мощей, землю богатырей и духовидцев, демоноборцев и великих художников, землю народных героев и духовных подвигов, землю чудес и землю исступлений. И всё это живое, здесь, рядом и никогда не кончалось. И то ли ещё будет! #путешествия@akvech #Владимирская_область@akvech #Нижегородская_область@akvech #фольклор_мифология_этнография@akvech #христианство@akvech #езиды@akvech #Александр_Невский@akvech #Россия@akvech #Китеж@akvech