ПАЛОМНИЧЕСТВО В ОСЕНЬ. Часть вторая. Оглавление: 1) Перечень мест 2) Осенний автостоп и отсутствие вписок 3) Ковид 4) Канавка Богородицы 5) "Арзамасский ужас" Толстого 6) Минин зовёт 7) День рождения близ Китежа 8) Ботвинья со снытью и иные формы жизни близ Светлояра 9) Городец - это не только Малый Китеж и музеи 10) Один в хостеле 11) 250 км за полтора дня и два раза чуть не под колёса 12) Боголюбовский луг 13) Владимирский централ и "Роза Мира" 14) Переводчик с русского на русский 15) Святые князья и фрески Рублёва 16) Владимирские знакомые 17) Муром - угрюмый край фольклорных святых 18) Аквэч кажет силушку богатырскую на родине Ильи Муромца 19) Альтернативная православная религиозность. Пелагея Рязанская 20) Курды-езиды 21) Вести о Дедове. Вариация на тему "китежской легенды" 22) С Покрова начинал, Покровом и закончил. Весть о смерти отца Власия 23) Драйвер-антрополог 24) Мои удивительные встречи с Александром Невским 24) Осенние радуги и лунное гало 25) Причастие 26) Мои удивительные встречи с другими людьми 27) Заключение Первая часть (главы 1-12): https://vk.com/wall3719660_8784 Третья часть (главы 19-27): https://vk.com/wall3719660_8786 13) Из Боголюбова я выехал во Владимир на автобусе и добрался до достопримечательности, которую я хотел посмотреть ещё в первый свой приезд в этот город, но забыл. В те далёкие времена я хотел поглядеть на место из-за песни, от которой воротило многих автостопщиков, катавшихся на фурах во время оно... Речь, конечно, о Владимирском централе! Теперь же меня привела сюда не песня, а нечто другое. Знаменитая тюрьма очень хорошо ложилась в маршрут по легендарным местам. Дело в том, что в её стенах была написана одна из самых известных и удивительных мистических книг XX века. Именно здесь большую часть своего тюремного срока провёл поэт, философ и визионер Даниил Андреев, родной сын известного русского писателя Леонида Андреева, ставший одним из ярких христианских мистиков нового времени (у официальной церкви к Андрееву сложное отношение). Обвиняли его ни много и ни мало в покушении на самого Сталина. Обвинение, видимо, было совершенно абсурдным и основывалось на неких подробностях сюжета его художественной книги "Странники ночи", которая была изъята и с тех пор считается утраченной. Во Владимирском централе он провёл около 10 лет и именно здесь была большей частью написана самая знаменитая его книга "Роза мира". Многие видения и явления, благодаря которым была написана эта книга, он пережил именно в стенах этой тюрьмы. Писал книгу годами под постоянной угрозой, что черновики будут обнаружены, отобраны и уничтожены. Чудом этого не произошло. В хрущёвские времена Андреева выпустили, книга была доработана на воле незадолго до смерти поэта, а спустя примерно 33 года увидела свет в легальной печати. 14) Я побывал переводчиком с русского на русский. Серьёзно! Дело было так. Я зашёл в Богородице-Рождественский монастырь во Владимире посмотреть расписание служб и стоял рядом с дверью музея Александра Невского. Уже шло вечернее богослужение и монастырский музей не должен был работать. Но как раз в этот момент какой-то монах привёл туристов-вьетнамцев, подозвал прицерковную тётушку, водившую экскурсии, и попросил показать вьетнамцам музей. Пользуясь моментом я зашёл вместе с ними. Вьетнамцы учились в России и говорили по-русски, но после первых фраз экскурсовода по их лицам я догадался, что они, во-первых, совсем не слышали до сего дня про Александра Невского и не имеют никакого хотя бы самого общего представления о том, кто это, во-вторых, не понимают значительную часть слов и выражений, которые использует экскурсовод. Слова типа "полководец", "митрополит", "отпевали" и выражения вроде "нетленные мощи" и "всея Руси" явно были им незнакомы. Я вмешался в ситуацию и прямо их спросил про это. Они признались, что не слышали не только про Александра Невского, но даже и про Ивана Грозного, например, а в произнесённом на тот момент тексте почти ничего не поняли. При этом по-русски они всё же говорили и понимали, вообще потом выяснилось, что они учатся в Бауманском на математиков, так что их гуманитарная неподкованность при базовом владении языком совсем неудивительна. Я попробовал объяснить, кто такой Александр Невский и что им только что рассказывали, самыми простыми словами. Вьетнамцам сразу стало понятней и они оживились. В итоге экскурсию мы построили так: тётушка-экскурсовод произносила текст, к которому она привыкла, мне, а я пересказывал вьетнамцам суть на условном "Симпл Рашн", описательно объясняя сложные понятия и незнакомые реалии. По счастливому совпадению я как раз перед этим читал биографию Александра и мне было легко сориентироваться. В итоге все были довольны! Вьетнамцы порадовались, что им было понятно, выразили мне свою признательность, а также оставили музею пожертвование и отзыв. Я внезапно посмотрел музей и сделал хорошее дело. Несколькими иностранцами, знающими, кто такой Александр Невский, на свете стало больше. Тётушка, которая в другое время просто продавала свечи и иконки в церковной лавке, была рада и благодарна, что я ей помог вырулить ситуацию. Она даже не взяла с меня денег за посещение, хотя я, как честный человек, ей предлагал. Впоследствии мы пошли с ней на остаток вечерней службы, виделись и на следующий день, и она мне показывала местные примечательные иконы и иные святыни. 15) В очередной раз посетил Успенский собор Владимира. На этот раз более осознанно. Снова побывал там с экскурсией и убедился, что разные экскурсоводы могут рассказать очень по-разному об одном и том же месте. Здесь, в соборе, хранится частица мощей Александра Невского. Тут покоятся мощи знаменитого князя Андрея Боголюбского, основавшего сам собор. Именно он привёз во Владимир икону Божией Матери, которая впоследствии стала называться Владимирской и стала одной из главных святынь России, он основал Боголюбово на месте, где его удостоила своим явлением сама Богородица, по его повелению была написана Боголюбская икона Божьей Матери в память об этом событии, основана церковь Покрова на Нерли, а на месте его гибели в княжеском замке возник Боголюбский монастырь. Здесь же, в Успенском соборе покоятся мощи князя Юрия Всеволодовича, основателя не только Нижнего Новгорода, но и того самого легендарного и мистического града Китежа. Почти вся семья князя Юрия погибла в Успенском соборе во время Батыева нашествия, мощи их теперь покоятся здесь же. В храме много и других святынь: мощей и икон, но особый интерес представляют фрески. Это одно из немногих мест в России, где сохранились подлинные росписи Андрея Рублёва. Посмотрел я ещё раз на море нимбов и позы апостолов в сценах Страшного Суда, на длань Господню, собирающую праведных. За этим стоит особый взгляд на райское, небесное как на живое и дивное... Рад, что снова вгляделся и подумал о иных, нездешних вещах. 16) Писал некоторым владимирским знакомым. Одни перебрались в другие города (в Москву и за рубеж). Кто-то не ответил. Так я почти ни с кем и не увиделся. В последний день зашёл в замечательный букинистический магазин "Эйдос". Хозяйка его - мама моей приятельницы Степаниды, с которой мы не виделись несколько лет и которая, как выяснилось, уехала из города со всей семьёй в Европу. Степанидина мама - единственный знакомый человек, с кем я в итоге повстречался. Правда, она меня не вспомнила! =) Зато продала мне книжек на тысячу рублей (присмотрел кое-что по фольклору и из "Лит. памятников") и навела меня на мысль, не вернуться ли мне уже на филфак. ) 17) После Владимира я решил сделать крюк и заехал в Муром, который мне пришлось проехать мимо в самом начале моего путешествия, чтобы успеть в Дивеево на Покров. Угрюмый край фольклорных святых! Кратко о главных местах, которые я тут посетил. Во-первых, Карачарово, село, вошедшее в состав города, родина былинного богатыря Ильи Муромца, прототипом которого небезосновательно считается воин и под конец жизни инок Киево-Печерской лавры святой Илия Печерский. Да, представьте себе, если не знали, богатырь Илья Муромец по сути почитается как святой Православной церкви (день его по светскому календарю выпадает, кстати, на 1 января, прямо на Новый год), а главный исторический прототип у него, несмотря на самую необычную биографию, куда более внятный и определённый, чем у Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Во-вторых, Спасский монастырь, где хранится крупная частица мощей Илии Муромца (сами мощи в Киеве, в лавре). Основание Спасо-Преображенского монастыря связывают со святым князем Глебом Муромским, возможно, обитель стоит на месте его резиденции. Помните присказку из народного календаря "Борис и Глеб сеют хлеб"? Помните города, сёла, фамилии, храмы связанные с прилагательным "Борисоглебский"? Братья-князья Борис и Глеб, сыновья Владимира Святого, страстотерпцы, стали первыми прославленными русскими святыми. Глеб был именно муромским князем, и речь о нём. Соответственно это один из древнейших монастырей на территории России, претендующий на звание самого древнего (лавра древнее, но теперь она на Украине). Монастырь свежеотреставрированный и ухоженный, тут живёт местное церковное начальство, есть гостиница, музей, часовня-костница, звонница с пластинчатыми колоколами, куда пускают паломников и дают позвонить. Есть тут почитаемые иконы, например Скоропослушница. Но мне особенно памятны скульптурная рака с мощами Илии и удивительный образ Николы с цветочками. ) В-третьих, Крестовоздвиженская церковь, находящаяся на месте бывшего одноимённого монастыря, где по преданию святой князь Пётр обрёл Агриков меч, которым сразил летучего змея, соблазнителя своей невестки, и где его супруга, святая Феврония, провела последние дни перед кончиной в монашестве (тут же её пытались изначально похоронить вопреки Божией воле). Церковь стоит над местом, где прежде было озеро Кстово (ныне поглощено руслом Оки), в котором в древности крестили муромских язычников. В-четвёртых, Троицкий монастырь, где покоятся ныне мощи Петра и Февронии Муромских, доступные для паломников, и хранится обычно недоступный для них Виленский крест. Т. к. святая княжеская чета - полуфольклорные святые, про которых все читают в школе, к тому же официальные покровители любви и брака, место это очень туристическое и, по мне, несколько "суетливое". Спасо-Преображенский и Благовещенский монастыри по атмосфере мне понравились больше. В-пятых, Благовещенский монастырь, очень намоленное место, с храмом, который почти не закрывался даже в советское время. Большое количество старинных икон и убранства, недавно открытый хороший музей в крипте собора, мощи святых, не таких "фольклорных" и широко известных в народе как Пётр и Феврония, Илия Муромец или князь Глеб, но оттого не менее замечательных, крестителей Муромской земли, долгое время бывшей языческой окраиной Руси. В-шестых, поглядел на скульптуры Петра, Февронии и Ильи Муромца, поставленные в городе то тут, то там. Самая большая статуя Илии находится на берегу Оки, на краю парка, где до советских времён был главный собор города, где и хранились прежде мощи Февронии и Петра. По слухам автор сделал Илью из скульптуры Александра Невского, которую не принял прежний заказчик. ) 18) В Карачарове, испив водицы из святого источника Илии Муромца, испытал силушку богатырскую, поворочав здоровенный камень. Одна муромская бабушка попросила, мол, коровушки ей канавку обрушивают, надоть камень поставить сверху. Ну я и это самое... Развернись, плечо! Размахнись, рука! В общем кое-как мы с бабкой на пару справились! ) Потом пошёл мыть руки к ней в дом и увидел аутентичные карачаровские избяные внутренности и аутентичных карачаровских избяных котов, а заодно услышал, что Гущины - никакие не потомки Ильи Муромца, а дом их - вовсе не тот дом! Это потому, что я ходил смотреть на дом, который якобы стоит на том самом месте, где была изба Ильи (сейчас там бессмысленный и беспощадный сайдинг и табличка об этой спорной гипотезе). В целом Карачарово производит тяжёлое впечатление "мерзости запустения". Позор нашему народу, что не можем привести в порядок родное село величайшего эпического героя Руси. Продолжение: https://vk.com/wall3719660_8786 #путешествия@akvech #Владимирская_область@akvech #Нижегородская_область@akvech #фольклор_мифология_этнография@akvech #христианство@akvech #Александр_Невский@akvech #Китеж@akvech #Россия@akvech #Даниил_Андреев@akvech