ПАЛОМНИЧЕСТВО В ОСЕНЬ. Часть первая. Три недели назад я вернулся из третьей паломнической поездки за этот год. Хочется написать хоть что-то об этом. Текст получился длинным, поэтому по секрету скажу, что дальше будет про Святую Канавку, духовный кризис Льва Толстого, таинственный град Китеж, ушедший в озеро, "Розу Мира", написанную во Владимирском централе, курдов-езидов, Илью Муромца, осенние радуги и мои необычные встречи с Александром Невским и другими людьми. Оглавление: 1) Перечень мест 2) Осенний автостоп и отсутствие вписок 3) Ковид 4) Канавка Богородицы 5) "Арзамасский ужас" Толстого 6) Минин зовёт 7) День рождения близ Китежа 8) Ботвинья со снытью и иные формы жизни близ Светлояра 9) Городец - это не только Малый Китеж и музеи 10) Один в хостеле 11) 250 км за полтора дня и два раза чуть не под колёса 12) Боголюбовский луг 13) Владимирский централ и "Роза Мира" 14) Переводчик с русского на русский 15) Святые князья и фрески Рублёва 16) Владимирские знакомые 17) Муром - угрюмый край фольклорных святых 18) Аквэч кажет силушку богатырскую на родине Ильи Муромца 19) Альтернативная православная религиозность. Пелагея Рязанская 20) Курды-езиды 21) Вести о Дедове. Вариация на тему "китежской легенды" 22) С Покрова начинал, Покровом и закончил. Весть о смерти отца Власия 23) Драйвер-антрополог 24) Мои удивительные встречи с Александром Невским 24) Осенние радуги и лунное гало 25) Причастие 26) Мои удивительные встречи с другими людьми 27) Заключение Вторая часть (главы 13-18): https://vk.com/wall3719660_8785 Третья часть (главы 19-27): https://vk.com/wall3719660_8786 1) Моё путешествие было по святым и легендарным местам Нижегородчины и Владимирщины. Я посетил Дивеево, Арзамас, Нижний Новгород, село Владимирское с озером Светлояр, Городец, Боголюбово, Владимир, Муром и Покров. Я задумывал путешествие на неделю-полторы, но реально проездил три недели, как я потом посчитал. 2) Осенний автостоп. Большую часть путешествия я проделал именно так. Общественный транспорт за 3 недели использовал 5 раз: выбирался из Нижнего, выбирался из Городца, переезжал из Боголюбова во Владимир, выбирался из Мурома и доехал из Балашихи до Выхина в самом конце пути. Остальное стопом. А вот ночевал всё время за деньги в гостевых домах, хостелах и гостиницах, что для меня нетипично. С единственным потенциальным хостом в Муроме мы разминулись: в день моего приезда он уехал в Абхазию. ) Впервые в жизни ночевал в придорожной гостинице из тех, где останавливаются дальнобои и иные водители авто. 3) Во время поездки начали вводить всякие ковидные ограничения. Музеи стали закрываться на нерабочие дни, а гостиницы в какой-то момент стали требовать сертификат о вакцинации. Реально в быту мало кто что-нибудь соблюдает. Значительная часть населения явно уверена, что прививаться не надо. 4) В Дивеево, которое считается 4-м земным уделом Богоматери, волею судеб я прибыл только ночью на Покров, великий богородичный праздник (моя первая личная икона, купленная мне бабушкой в детстве, кстати, была именно иконой Покрова). Меня привезли к стенам монастыря примерно минут за 10 до трёх часов ночи. Так получилось случайно. По местным верованиям, именно в 3 часа ночи Богородица лично незримо посещает Дивеево. Ночные обходы Святой Канавки, о которых можно прочесть в Сети, уже много лет как для мирян закрыты, как я выяснил у охранника. Поэтому я обошёл с молитвой весь монастырь снаружи, после чего отправился на самую раннюю службу, где исповедался и причастился, а потом уж явился отсыпаться в гостевой дом. ) Это мой первый заезд в Дивеево. Побывал на нескольких службах, у мощей Серафима Саровского и других святых, на Канавке и у святых источников. Всего, конечно, не посмотрел, но и цели такой не ставил. Святая Канавка - углубление в земле на территории монастыря, изначально вырыта сёстрами обители в 19 веке по призыву святого Серафима Саровского на месте тропы, по которой ступала сама Богородица в видении святого. Считается, что в последние времена Антихрист не сможет преодолеть эту преграду. Сейчас же Канавка восстановлена в соответствии с изначальным планом и стала объектом особого культа у православных. 5) По дороге из Дивеева на Светлояр я заглянул ненадолго в Арзамас, чтобы посмотреть на дом, в котором Лев Толстой пережил "арзамасский ужас". Хотя "арзамасский ужас" - один из ключевых эпизодов в духовной жизни Толстого, многие русские люди почему-то никогда про него не слышали (и это очень странное положение дел, удивительное). Не слышал про "арзамасский ужас" и мужик, который вёз меня до города. Расспросив меня о той единственной ночи в Арзамасе, которая отложила такой сильный отпечаток на всю вторую половину жизни писателя, водитель так проникся, что решил поехать смотреть этот дом вместе со мной. В итоге осмотрели здание бывшей гостиницы со всех сторон и даже побывали внутри, в одном из магазинов на первом этаже, пообщались с продавщицами об этом легендарном месте. Выяснили, что дом отремонтировали после частичного обрушения и укрепили подвалы, так что сносить не собираются. Драйвер этот потом ещё и вывез меня из Арзамаса. ) Если не знаете, что такое "арзамасский ужас", можно для начала прочитать рассказ Толстого "Записки сумасшедшего" (это художественное осмысление этого биографического эпизода), а потом почитать комментарии к нему и прочее. 6) Уже вечером другой драйвер завёз меня в центр Нижнего Новгорода. Я неоднократно проезжал Нижний стопом, но никогда не смотрел его. Думал, наконец, хоть чуть-чуть поглядеть сам город, но особенно я хотел посетить одно легендарное место в центре. Оказавшись совсем недалеко, я решил побывать там сразу в этот заезд и уже не заворачивать в НиНо позже, т. к. поездка моя и так предполагалась насыщенной. Прогулявшись в окрестностях кремля я вышел на так называемую площадь Народного Единства к церкви Иоанна Предтечи. Именно здесь с папетри тогдашнего храма Кузьма Минин призвал к созыву Второго ополчения. Это очень крутая и важная история, и мне непременно хотелось тут побывать. Теперешняя церковь была в этот час закрыта, но я постоял на её паперти и помолился здесь. Как потом я узнал, в этой церкви крестили одну мою близкую подругу, Аню Тютюнник. Кстати, спустя несколько дней мне довелось проездом побывать и на предполагаемой родине Кузьмы Минина - в городе Балахне. 7) После Нижнего мне не очень везло со стопом, первые часы моего дня рождения я встретил на трассе, а до Владимирского добрался под утро. В гостинице, где я бронировал номер, выяснилось, что они умудрились неправильно записать дату моего приезда и уже сняли бронь, не позвонив мне. Дешёвый номер (единственный), в котором меня должны были поселить, из-за одного случайного происшествия и вовсе закрыли. Сначала я очень напрягся, но всё обернулось в мою пользу: гостиница стояла почти пустая, и они заселили меня в более дорогой номер по цене, о которой мы договаривались изначально. Потом я ещё и задержался на Светлояре и всё это время кроме последней ночи платил за комфортный номер почти вдвое меньше, чем люди платят обычно. Мой день рождения в этом году выпал на воскресенье, и это был редкий день, когда в местной церкви была служба. В то утро мне довелось немного поспать, после чего я пошёл на литургию причаститься. Днём я впервые посетил озеро и молился здесь. Впоследствии я ходил на озеро ещё несколько дней и пережил там и в окрестностях особые молитвенные состояния. Я искренне верю в святость этого места и убеждён, что за легендами об озере сокрыта некая духовная правда, а китежский миф, распространённый в разных уголках России - одна из главных тем духовной биографии нашей страны. Бегут ли старообрядцы в леса, оставляет ли Кутузов Москву, уходят ли советские интеллигенты во внутреннюю эмиграцию, это своего рода матрица подобных событий. 8) Озеро - главная, но не единственная достопримечательность села Владимирского. Тут есть три церкви, три музейчика, экотропа с информативными табличками, святой источник, могилы старцев в лесу и иные почитаемые места. По берегам озера и в окрестностях растут редкие краснокнижные растения, например, печёночница благородная. В селе, кстати, есть цивильное кафе для туристов, где меня как постящегося накормили ботвиньей со снытью и поили авторскими чаями с брусниками и облепихами. Вкусно было божественно, но и не то, чтобы очень дёшево. ) Кафешка открылась лишь месяцы назад в туристический сезон. Не знаю, переживут ли они осенне-зимний несезон, но желаю им удачи!) Сам бы я хотел вернуться на озеро неоднократно: посмотреть его зимой, весной, летом в обычный день и на главный местный праздник - Владимирской иконы перед Купальской ночью. 9) Я посетил Городец. Изначально я вообще сомневался, нужно ли мне туда, но решил остановиться здесь хотя бы на ночь из-за китежской легенды (город отождествляют с Малым Китежем) и музея городецкой росписи. В итоге Городец стал важной вехой моего паломничества. Я остался здесь на несколько дней, не сходил ни в один музей, хотя тут есть целый музейный квартал, зато много молился, гулял по этим старинным низеньким улочкам и по древнему городскому валу, смотрел на заходящее солнце над Волгой, с удивлением обнаружил в городе Святое озеро с местной вариацией на тему "китежской легенды", по-видимому, сформировавшейся очень поздно и продолжающей обрастать подробностями в наше время с целью привлечения туристов. Но больше всего времени я провёл в Феодоровском монастыре. Я ничего не знал про монастырь до моего приезда в Городец, но в первый же вечер услышал о нём. Место оказалось намоленным и не менее легендарным, чем те, где я побывал прежде. На этом месте в старину была впервые обретена знаменитая Феодоровская икона, известная чудом при Святом озере и тем, что по преданию была связана с призванием Романовых на престол в конце Смутного времени, после чего стала святыней царского рода, в честь неё же русским императрицам из иноземных принцесс давали отчество Фёдоровна. Также в этом монастыре по преданию принял перед смертью монашескую схиму и почил Александр Невский. Здесь я пережил особые молитвенные настроения, а в местной церковной лавке нашлось то, что никак не попадалось мне в Москве и других местах. 10) В городецком хостеле, где я остановился, не было ночного дежурства. В один вечер съехали все другие жильцы, а новые не приехали. Так что одну ночь я ночевал в пустом хостеле в абсолютном одиночестве, без иных жильцов и гостиничных сотрудников. ) 11) Хотя между Городцом и Боголюбовом всего около 250 км, я добирался стопом между ними полтора дня с остановкой на ночлег в придорожной гостинице. Уже заехав во Владимирскую область недалеко от Гороховца на трассе практически в одном и том же месте я дважды чуть не попал под колёса машины, хотя со мной такое нечасто. С Божьей помощью всё обошлось, почти сразу после второго случая я затормозил фуру, которая ехала в сторону Москвы и с водителем которой у меня была приятная беседа. Драйвер тоже проникся нашим общением и сам решил ехать не по объездной Владимира, а через Боголюбово. Таким образом, мы подольше пообщались, а он очень помог мне, так как довёз меня буквально до гостиницы. 12) В Боголюбове я был в третий раз. Каждый приезд сюда - особая веха в моей духовной биографии. Я убеждён, что Боголюбовский луг - сакральный пейзаж, а церковь Покрова на Нерли (первый покровский храм России) - место особого средоточия. С тех пор как я сел в кабину того дальнобойщика, я попал в череду удивительных событий, совпадений, настроений, чувств, слов, молитв... Не будет, наверно, преувеличением сказать, что это была сердцевина моего паломничества. Думаю, не стоит пересказывать всего, что я пережил здесь. Но это были особые дни. Продолжение: https://vk.com/wall3719660_8785 #путешествия@akvech #Владимирская_область@akvech #Нижегородская_область@akvech #фольклор_мифология_этнография@akvech #христианство@akvech #Александр_Невский@akvech #Россия@akvech #Китеж@akvech

Теги других блогов: осень паломничество духовность